О спектакле
Премьера: 4 Июля 2025 г.
Продолжительность: 1 час 30 минут
Антракт: С антрактом
Сцена: Малая сцена
Рекомендуемый возраст: 6+
Постановочная команда
Однажды Павлик сообщил родителям, что он теперь птица, а не мальчик. И они не стали спорить, а помогли ему построить гнездо. По соседству жила семья птиц, чей птенец мечтал стать человеческим мальчиком и ходить в школу. Семьи подружились и решили помочь своим детям.
Книгу «Мальчик, который стал птицей» написала Татьяна Городенцева. Она окончила филологический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова. Работала учителем русского языка, воспитателем и больничным клоуном. А потом сочинила сказку. Ее рукопись стала победителем первого конкурса авторов «Ох уж эти дети!», объявленного издательством «Мелик-Пашаев» в 2022 году.
В Томском ТЮЗе спектакль «Мальчик, который стал птицей» ставит режиссер Юлия Беляева. Она окончила режиссерский факультет РАТИ-ГИТИС (мастерская Леонида Хейфеца), с 2020 года — главный режиссёр Коми-Пермяцкого национального драматического театра. Также ставила спектакли в Москве, Красноярске, Владимире, Твери и других городах. Ее работы прекрасно подходят для семейного просмотра. Постановки Юлии попадали на «Арлекин», Большой детский фестиваль и другие крупные театральные формы.
— История «Мальчик, который стал птицей», мне показалась живой и игровой, актерам есть где побаловаться, где поиграть, — объясняет свой выбор Юлия Беляева. — У Татьяны Городенцевой, безусловно, в этой повести заложен некий социальный посыл про осознанное родительство, принятие своего ребенка во что бы то ни стало. Нам хочется кроме этого еще и поразмышлять над другими вопросами — над становлением и путем двух героев. Они совершенно разные, один, Павлик, открыт к миру, светлый, хочет летать, творить. И второй, Птенец, мрачный, вырос подростком, которого раздражают его родители, то, что они все время чирикают и легко относятся к жизни. Вопрос принятия работает в две стороны. Подросткам часто кажется, что их родители не такие, какие должны быть, и у героя тоже есть свой путь к принятию мамы и папы, и открытие, что он на самом деле в них очень нуждается и хочет их видеть, быть с ними. С такими, какие они есть.
Семья людей и семья птиц в спектакли – словно соседи по даче. Они оказались рядом, но абсолютно разные. Одна семья живет строго по режиму, а вторая — бродячие артисты, ведущие себя спонтанно, любящие вечеринки. Птицы не расстаются с музыкальными свистящими, шумящими, перкуссионными инструментами. Это может вырасти в дачный оркестр, знакомый многим, где извлекать звуки помогают обычные дуршлаги. Такое пространство прекрасно подходит для игры. И может превращаться во все, даже в Африку, куда Павлик улетает с птицами.
Художник «Мальчика, который стал птицей» — Алина Бровина. Она окончила факультет сценографии ГИТИСа, обучалась в Школе Родченко и Среде Обучения. Алина сценограф, а также работает со скульптурой, графикой, фотографией и лабораторными данными. Она участвует во многих выставках.
— Алина умеет минимальными средствами создать очень игровое пространство, — говорит Юлия Беляева. – Для томской постановки она сочинила такое мультипространство, где каждый элемент декорации может сыграть разные «роли», что очень важно для небольшой сцены. Это пространство предполагает разные локации. А жанр комикса, который я выбрала для этой истории, поскольку в ней много эпизодов и мизансцены имеют большой значение, задаёт способ существования. О тех серьёзных вопросах, что поднимаются в истории, хотелось бы говорить легче, светлее, стремительнее. Но чтобы после спектакля у детей и взрослых был повод собраться за чаем и обсудить увиденное. В этих мальчиках и в их родителях многие зрители увидят проблемы, с которыми они сталкиваются при налаживании коммуникации. Родители и дети – это коммуникация между двумя людьми, просто один чуть младше, другой чуть старше. И им нужно как-то договориться и друг друга понять на фоне общей любви друг к другу.