О спектакле
Премьера: 23 Мая 2025 г.
Антракт: Без антракта
Сцена: Большая сцена
Рекомендуемый возраст: 12+
Постановочная команда
Александр Грибоедов. Автор вальсов, «Горя от ума», дипломат, полиглот, приятель Пушкина… А теперь еще и герой нового спектакля Томского ТЮЗа! Постановку о классике под названием «Грибоедов. Горе уму» сочиняет режиссер Артем Устинов. Он прекрасно знаком нашим зрителям по спектаклю «Книга всех вещей». В своей новой работе режиссер во многом опирается на роман Юрия Тынянова «Смерть Вазир-Мухтара».
— Грибоедов остался для нас автором одной пьесы, хотя он был «универсальным» человеком. Чего он только ни умел: даже на арфе играл, хотя она считалась не мужским музыкальным инструментом, но он и ее освоил, — рассказывает Артем Устинов, режиссер спектакля. — Ему всё было интересно, он легко нравился людям, со всеми находил общий язык. И этот талантливый человек жил в абсолютно «замороженное» время. Ему приходилось выбирать между талантом и карьерой. К примеру, служить ли императору Николаю I, при котором сажали в тюрьму его знакомых? Тынянов написал прекрасный роман о том, как человек пытается и не может остаться собой внутри системы; о том, как сложно не изменять себе и оставаться верным своему пути. Где проходит граница между тем, что еще можно, и тем, ради чего приходится поступиться совестью? Это вопрос касается всех людей, особенно талантливых, творческих, поэтому и мне, режиссеру, и артистам такие темы близки и понятны. Каждый из нас честолюбив, но на что мы готовы пойти ради своих целей?
Порассуждать на важные темы поможет роман Юрия Тынянова. Он написан в 1920-х годах модернистским языком, характерным для литературы того времени. Однако это будет не костюмированный спектакль, а размышление про нас сегодняшних, — большая ли разница между людьми 19 века и нами?
Конечно, в постановке прозвучит тема «Горя от ума», единственной пьесы Грибоедова, ставшей настоящей легендой. В ней режиссер ищет пересечения с историей самого драматурга:
-Главный парадокс в том, что Грибоедов написал пьесу про Чацкого, но сам он не Чацкий. В нем, скорее, видели Молчалина, считали его карьеристом, — объясняет Артем Устинов. — Меня это задело: ведь любой из нас может говорить разумные вещи, ставить спектакли про «вечные ценности «, — но следуем ли мы сами этим принципам? Ты сам Молчалин, но у тебя есть «внутренний Чацкий», который, как совесть, напоминает тебе, что правильно, а что нет; что честно, а что подло. Это состояние мучительного внутреннего диалога можно с помощью «Горя от ума» — прекрасной пьесы, не опубликованной и не поставленной при жизни автора.
Художник работы «Грибоедов. Горе уму» — Лилия Хисматуллина. Томским зрителям она известна по спектаклю «Не от мира сего». Сейчас она создает для постановки минималистичный мир. Костюмы будут современными, но со стилистическими отсылками к нарядам 19 века. Мы видим на сцене артистов, играющих историю про Грибоедова, а не персонажей из прошлого.
Композитором этой работы будет Глеб Колядин. Он сотрудничает со многими петербургскими театрами, а по стилю его можно назвать «фортепианным минималистом».
Художник по свету Александр Рязанцев уже не раз работал с Томским ТЮЗом, он сотрудничает с театрами по всей стране.
Всех участников команды, по словам режиссера, объединяет перфекционизм – он предпочитает работать именно с такими людьми.