Пьеса "Язычники" адресована каждому лично. "Крепко сколоченная, точная, неоднозначная, парадоксальная драма о поиске веры и причинах безверия, причинах потери веры, судорожном обретении веры и таком же стремительном ее исчезновении", - написал в рецензии театральный критик Павел Руднев.
На примере частной, довольно банальной, семейной истории автор предельно точно, не без иронии, создает модель современной общественной ситуации. "В семью, дошедшую до крайности, приезжает верующая свекровь, внезапно вернувшаяся в мир после скитаний по монастырям. Первый акт - как утверждение веры, второй - как отрицание веры, и в конечном итоге смешение и хаос, молчание, немота, характерная для состояния веры в современном российском обществе. Тема, можно сказать, табуированная. В театре мало кто о ней говорит. Яблонская совершает честный и уверенный разбор тупиковой ситуации: верить или не верить, и во что? Драматург разбирается, сама не приняв ни одну из сторон", - пишет П.Руднев.
Что есть подлинная духовность и чем для нас, современных людей, в большинстве случаев, является вера? Вместе мы попытаемся понять причины возникновения потребительского отношения к сакральному, к духовной составляющей жизни человека. В названии пьесы зашифрован некий двойной смысл, и говоря "язычники", можно смело иметь в виду "потребители". Потребители, превращающие поле сложной внутренней работы и исканий человека в своеобразный религиозный маркетинг.
Художник спектакля Константин Соловьев стал лауреатом премии "Лучшая сценография" XI Областного театрального фестиваля "Маска" (Томск, 2013).
Спектакль с антрактом.
Статьи и видеосюжеты о спектакле:
Театр юного зрителя приглашает на премьеру нового спектакля с возрастным ограничением. Вести-Томск
Что позволено искусству? Татьяна Веснина (портал "В Томске")
Премьера в ТЮЗе: обыкновенные язычники. Мария Симонова (сайт "Афиша")
Язычники на сцене ТЮЗа. Софья Вольская (газета "Томская неделя")
С 13 сентября 2013 года в Томском ТЮЗе показывают спектакль "Язычники", который поставила режиссер из Петербурга Евгения Сафонова. И несмотря на то, что тема кризиса веры уже не раз становилась главной для других произведений, в этом спектакле она раскрылась по-новому. Свежо. Современно. Смотрим.
"Язычники" — драма о кризисе веры и об отсутствии любви в семье. На сцене создается модель современной семьи, члены которой давно не понимают друг друга и остаются под одной крышей только из-за привычки. В постановке участвуют пять главных героев: Марина — жена, измотанная поиском денег для обеспечения семьи, Олег — муж, несостоявшийся музыкант, Кристина — их дочь, бросившая ВУЗ и вечно пьяный сосед по прозвищу Боцман. Тяжелую семейную драму накаляет внезапный приезд Натальи — набожной матери Олега, которая когда-то бросила трехлетнего сына и уехала в монастырь замаливать мифические грехи, а теперь устанавливает в семье Марины и Олега свои порядки.
"Ну что это?! Для чего? Что это за вера такая, что даже водки нельзя выпить и сказать, что думаешь? Что это… за вера такая? Где же оно тогда нахрен счастье?!", — эти слова, произнесенные Боцманом, наиболее точно показывают поставленные в пьесе вопросы, на которые ответы зритель ищет сам в процессе просмотра постановки. И если вам давно требовались пара часов раздумий о жизни, если вы ищете ответы на вопросы: "Во что верить?", "Есть ли Бог?", "Кто во всем виноват?", то обязательно посмотрите этот спектакль.
Ранее тема кризиса веры уже поднималась в других произведениях искусства. Чем-то процесс кризиса в них схож, а чем-то отличается, но сегодня для зрителя будет наиболее открытым, понятным и полезным именно спектакль "Язычники". Наверное, этот эффект достигается за счет типизированных героев и банальных проблем: ремонт в квартире, несбывшиеся мечты, поиск денег на обучение в университете. С этими или подобными неурядицами сталкивается каждый взрослый человек. И, как ни странно, стандартность истории только помогает сделать спектакль живым, эмоциональным и настоящим. Поэтому очень легко спроецировать на себя историю, показанную со сцены, и задать себе все важные вопросы.
Кризис веры героев заключается в их собственной неопределенности или, наоборот, убежденности. Они никогда не задумывались о религии, о вере. Но как только их перестроили, и жизнь показалась лучше, герои стали готовы поверить во что угодно, даже в чудо. Все, кроме Натальи, для которой уже давно стали нормой пустые молитвы, обряды и обычаи. Так, в американском телесериале "Карнавал", который, кстати, как и спектакль, вышел в свет в сентябре 2013 года показана эта проблема. В сериале каждый герой грешен, но именно сумасшедший священник, фанатик религии, становится чистым воплощением зла.
Главная мысль спектакля — верить в жизнь. Об этом говорит Боцман, это следует и из действий других героев. Вера в семью, любовь, мечту, счастье — то, на чем держится человек. Не религия делает нас счастливыми. В рассказе Шукшина "Верую!" транслируется мысль: "Живи, сын мой, плачь и приплясывай". Имеется в виду, что без зла не будет и добра, без мук не бывает счастья. В этом рассказе поп учит Максима мудрости — верить в жизнь, в ее многообразие. То же хотят сказать зрителю и создатели спектакля.
Есть и другие ракурсы рассмотрения темы кризиса веры. В повести Андреева "Жизнь Василия Фивейского" рассказывается о тяжелой жизни деревенского священника, которого испытывает судьба. После множества испытаний вера Василия пошатнулась, а предметом для размышлений становится вопрос, насколько велика вера человека, и насколько он силен духом. А в английском фильме "Голгофа" 2013 года речь идет об отце Джеймсе, чья вера испытывается, но не судьбой, а человеком. На исповеди неизвестный мужчина признается, что через неделю убьет святого отца за отсутствие грехов. Но в отпущенный срок священник занимается обычными повседневными делами, стараясь изменить жизнь своих прихожан к лучшему, и остается верен себе.
"Язычники" намеренно не дают всех ответов зрителю, подталкивают к рефлексии, которая может тянуться и несколько дней. Поэтому верить или не верить и во что — решать вам. Но на вопрос "смотреть или не смотреть?" ответ однозначный — смотреть.
В Томском театре юного зрителя в очередной раз отыграли спектакль "Язычники", поставленный режиссером Евгенией Сафроновой по одноименной пьесе трагически погибшей Анны Яблонской. Премьера состоялась практически два года назад - 13 сентября 2013 года. За это время для актеров, задействованных в постановке, данный спектакль сумел стать культовым. Так в чем же секрет успеха "Язычников"?
Однажды известный социолог и философ Эрих Фромм сказал: "Человек нуждается в драматизме жизни и переживаниях, и если он не находит в этом удовлетворения, то создает себе драму сам". Наверное, именно по этой причине современные люди вынуждены время от времени ходить в театры или смотреть кино, где показывают чужие проблемы, где можно хлебнуть чужого горя – и все это ради того, чтобы получить, найти то самое желанное удовлетворение от процесса. "Язычников" можно назвать своеобразным лекарством от самодраматизма. Тут тебе и семейные конфликты, и бытовой тоталитаризм, и религия во всех ее ипостасях. К тому же вся атмосфера происходящего заточена в угрюмые рамки минималистичных декораций, посмотрев на которые до начала спектакля можно спросить у самого себя что-то вроде – да как они из этого вообще собираются бытовую обстановку делать? Но ведь сделали же. Да еще как.
Спектакль начинается с темноты. В самом прямом смысле – в зале гаснет свет, затем сцену начинают плавно подсвечивать и только тогда зритель наконец видит самих героев происходящего. В данном случае усилителем гнетущей атмосферы служит именно темнота – ей, кстати говоря, на протяжении всего спектакля режиссер разделяет сцены, позволяя комнатам квартиры превращаться то в подъездное пространство, то в отделение реанимации, а героям сменять гнев на милость и наоборот. Еще один очень важный элемент постановки, про который стоит хотя бы упомянуть – это спроецированный посредством видеосъемки на верхнюю часть декораций крупный план происходящего: лица, эмоции героев, детали интерьера. Он тоже отчасти усиливает эффект драматизма.
Первого акта вполне хватает, чтобы чуть более, чем поверхностно познакомить зрителя с образами героев пьесы хотя по той причине, что происходящее на сцене не создает никаких сложностей для восприятия. Перед зрителем предстает обычная семья, с ее насущными семейными проблемами. Олег – отец, муж и безвольный человек мечты, в исполнении Андрея Колемасова, эдакий "флюгер", который далеко не по своей воле вращается из стороны в сторону. Марина – снаружи женщина-управдом, а внутри – добрая и любящая мать, в исполнении Светланы Гарбар. Наталья – бабушка, в исполнении заслуженной артистки России Ольги Рябовой, появившаяся из "ниоткуда" и якобы с помощью религии убедившая саму себя, что знает "как правильно" и что обязательно нужно научить всех этой самой правильности. Боцман – сосед, бывший моряк и временами алкоголик, в исполнении заслуженного артиста России Сергея Хрупина, имеет на все свое собственное мнение, основанное чаще на жизненном опыте, но он скорее является неким наблюдателем со стороны, что еще больше сближает зрителя и героев пьесы. Кристина – дочь Олега и Марины, лакмусовая бумажка, компас, указывающий в направлении здравого смысла и, наверное, самый адекватный персонаж пьесы, в исполнении Евгении Алексеевой, пытающийся на протяжении всего спектакля свою адекватность сохранить. Редко появляется учитель Кристины, но у него эпизодическая роль и какой-то огромной смысловой нагрузки она не несет, скорее отчасти дополняет сюжетную линию. Но, несомненно, все они создают из чего-то насущного и житейского полноценную драму, которую хотел бы видеть зритель. До конца образы героев раскрываются лишь во втором акте пьесы.
Все персонажи за два часа проходят очень сложный путь, состоящий из ситуаций, порождающих ненависть, неприязнь по отношению друг к другу. Иногда им больше ничего не остается, как взять и смириться с происходящим. Но в итоге что-то в них все-таки будто воскресает – наверное, любовь, самая обыкновенная, знакомая каждому. Она появляется внезапно и указывает на истинные ценности в жизни, на ложность того самого "правильно", которое так старательно пыталась привить своим родственникам приехавшая после долгого отсутствия бабушка Наталья. Именно любовь на протяжении всего спектакля старательно формирует из наших героев сильных духом и счастливых людей подвергая из самым разным испытаниям.
Эта своеобразная совокупность всего перечисленного и создает некую необычность постановки, а блистательная игра актеров и упомянутые в самом начале рецензии скромные декорации, несомненно, только усиливают ее для зрителя. Свою лепту внесла и творческая встреча с исполнителями ролей пьесы, организованная сотрудниками театра сразу после окончания спектакля. В ней они предстали перед зрителем уже в качестве самых обыкновенных людей, таких же, как и мы с вами, со своими мыслями и взглядами на то, что на протяжении двух часов происходило на сцене. Хотелось бы выделить Ольгу Рябову, исполнительницу роли бабушки Натальи, за ее по-своему правильное и полностью обоснованное отношение к спектаклю.
Если говорить о культурной ценности "Язычников", то да – наверное, их все-таки можно было бы поставить в один ряд с такими фильмами, как "Левиафан" режиссера Андрея Звягинцева и "Географ глобус пропил" Александра Велединского, снятый по одноименному роману писателя Алексея Иванова, у которых абсолютно та же миссия – удовлетворить потребность зрителя в жизненном драматизме и переживаниях. Поэтому тюзовские "Язычники" – это замечательная возможность для каждого из нас не создавать себе самому драму, а лишь посмотреть на нее со стороны и убедиться, что воплощать что-то подобное в реальную жизнь совсем не стоит.
Сложная, многослойная работа с широким выбором тем для обсуждения – вот как бы я охарактеризовала этот спектакль вкратце.
Перед нами встает история семьи, наверное, обыкновенной. Уставшие, загнанные погоней за деньгами и взаимопониманием родители, дочь-студентка с первой и очень неудачной влюбленностью, свекровь, всю свою жизнь вымаливающая для себя прощения у Господа. Если опустить некоторую гиперболизированность всего происходящего, то схожие проблемы можно встретить в любой семье.
Автор пьесы, видимо, нарочно выпячивает, преувеличивает некоторые черты характера действующих лиц – главу семьи она делает чрезмерно тихим и неконфликтным, в то время как жена его, риэлтор, наоборот – полностью подавляет мужа своей энергией и напором. Хотя по сюжету обоим супругам по сорок лет, их отношения больше напоминают совместную жизнь двух надоевших друг другу соседей по коммунальной квартире. Мать мужчины, свекровь, воплощает собой расхожие представления о богомольных старушках в сереньких платках, которые всю жизнь ездят по обителям и ищут спасения в постоянных молитвах и посте. Вообще, одним из недостатков и одновременно достоинств спектакля я бы назвала как раз эти чересчур выпуклые персонажи. Сперва испытываешь легкое раздражение от нелепой истерики, от фарса, который творится на сцене, потом начинаешь воспринимать это как должное – просто герои пьесы, не имея возможности выплеснуть эмоции иным способом, пытаются таким поведением проявить себя, как личность.
Не желая решать бытовые проблемы или, возможно, устав от постоянного понукания жены, Олег (отец) уходит в свой мир музыки, идеализируя свою способность к игре на флейте. Его жена (Марина) видит корень всех бед в инфантильности супруга, не желая замечать вполне очевидные свои недостатки. Дочь (Кристина) просто плывет по течению, не желая или не имея душевных сил преодолеть проблемы. За своими переживаниями никто из них не видит, как ломается жизнь всей семьи, не желает видеть этого. И тут на сцене возникает свекровь.
Мать Олега, Наталья Степановна, когда-то оставила трехлетнего сына своим родителям, которые фактически и вырастили мальчика, а сама всю жизнь занималась паломничеством, чтобы, как выяснится в финале, замолить один свой, как ей кажется, великий грех. И вот отсюда, с момента появления матери, собственно, и начинается история. Самое интересное в этой пьесе – автор не ставит оценок. Зритель видит разворачивающуюся перед ним драму и волен сам ставить оценки и расставлять приоритеты. Только вот пьеса построена таким образом, что ставить оценки совершенно не хочется. У каждого героя этой пьесы своя правда, зрителю же остается лишь принимать или не принимать ее.
Кстати, чуть не забыла еще об одном персонаже – Боцмане. Бывший моряк, потерявший жену, он в какой-то момент становится едва ли не единственным человеком, пытающимся хоть что-то сделать для спасения Кристины. Его диалог с Натальей является как раз тем самым примером избирательного зрения верующих, о котором так много рассуждают во все времена.
Вопросы, ведь, действительно, ставятся перед зрителем интересные: что хуже – сделать аборт или же бросить живого ребенка? Что более угодно Богу – забота о своей семье или вечное паломничество, отказ от всего, преданность вере? Что вообще есть вера? Имеет ли человек право навязывать свою веру другому человеку? Как отделить истинную веру от безверия, и каковы вообще критерии этой истинной веры? Можно ли одну веру ставить выше всех остальных? Не делают ли ошибку люди, ставя знак равенства между понятиями "вера" и "церковь"? Становится ли человек по-настоящему верующим, лишь служа в Церкви, и делает ли человека по-настоящему порядочным это служение? Как можно и можно ли вообще говорить родителям, что умереть на Пасху – это благословение? "Счастье большое считается, везение — на Пасху умереть", - говорит Наталья, как будто не понимая, что тем самым она наносит матери тяжелый удар. И тут же, в больничной палате, Боцман говорит Олегу: "А у нас как? В платок замотались, на колени на заплеванный пол, яйца нельзя, мясо нельзя, танцевать нельзя, пить нельзя, ни хрена нельзя, можно только болеть, страдать и дохнуть!". И действительно, если до появления Натальи в доме царит жизнь, пускай – некрасивая, неприглядная, полная взаимных упреков, но жизнь, то с ее воцарением в квартире наступает тишина. Как в могиле.
На протяжении всего спектакля герои совершают подчас страшные, ценой жизни своей или чужой, ошибки. Они ищут себя, ищут друг друга и пытаются понять, где же, на каком отрезке пути они потеряли то самое, что делало их людьми, семьей. В какой-то момент Марина думает, что нашла, наконец, тот самый путь, который приведет ее к счастливой семейной жизни, но в итоге она осознает, что в своем стремлении принести счастье в дом придушила всякие зачатки радости и взаимопонимания. Наталья Степановна, всю жизнь вроде бы искренне желавшая всем вокруг добра, в своем стремление сделать все так, как будет угодно Богу, ломает жизни и через насилие пытается принести добро. Ее понимание Бога и веры идет вразрез с банальными представлениями о свободе воли и человеческих взаимоотношениях. Олег мечется, то совсем бросая музыку, то вдруг делая ее недостижимой вершиной. Все вместе они создают вокруг себя совершенно невыносимую атмосферу, вовлекая в свои беды всех, кто оказывается поблизости.
В спектакле есть очень много тонких и, на первых взгляд, незаметных, но очень сильных моментов. В частности, Наталья Степановна все время приговаривает, предлагая родственникам мед или масло, что эти продукты освящены самим – и дальше следует имя и сан, который ничего не говорит ее детям. Но в то же самое время та же самая женщина поджимает губы и называет язычниками членов какого-то далекого африканского племени за то, что они поклоняются маске. И затем, безо всякого перехода, утверждает, что в доме обязательно нужна икона, а дочь Марины следует срочно покрестить. Мнение самой Кристины, естественно, никого не интересует, ведь, по утверждению все той же Натальи, в девушке живет грех. Эти противоречия хорошо видны со стороны, но сами герои их не замечают, пока не происходит трагическая развязка.
Кроме собственно смысловой составляющей к достоинствам спектакля я бы отнесла декорации. Редко когда в томских театрах ставят что-то сложное в плане декораций, чаще всего это одна обстановка сцены в первом акте, и другая – во втором. В спектакле "Язычники" декорации постоянно меняются, при этом сохраняя свой минимализм и не отвлекая от действия.
Также интересной мне показалась и другая техническая составляющая спектакля – демонстрация лица актера крупным планом на экране над сценой. Театр, в отличии от кино, редко дает возможность рассмотреть мимику актера, в основном приходится довольствоваться интонациями и полагаться на свое природное зрение. В данном случае крупный кадр рук, теребящих край кофты, или лица, или глаз мог порой дать куда больше понимания, чем любой монолог, произнесенный актером.
Что касается недостатков – мне лично несколько надуманной показалась сцена с монологом Кристины. Все-таки мне показался очень сомнительным момент с осмыслением взрослым человеком своего детского опыта. В ткани повествования этот монолог смотрится инородным телом, и даже последующее раскрытие истории Кристины не делает монолог о мертвой вороне гармоничным с точки зрения целостности картины.
Еще через два дня после просмотра я подумала, что, все-таки, лишним был и финальный рассказ. Интереснее было бы, если бы зрителю оставили возможность самому додумать развитие событий, закончили бы пьесу на моменте в больнице. Это было бы острее и глубже, чем рассказать о том, что герои никого не винят. Действительно, а кого им винить, кроме себя?
В целом, мне спектакль очень понравился, возможно, я на него как-нибудь еще схожу, через какое-то время. Это слишком многослойная история, чтобы понять ее с первого раза и до конца. Слишком много вопросов, на которые не так-то просто сразу дать ответ.
Кстати, я прочитала и пьесу, уже после просмотра спектакля. В финале оказались из спектакля удалены некоторые моменты, которые по тем или иным причинам нельзя было показать на сцене, кроме того, по ходу всей пьесы интересно были поставлены моменты из прошлого Кристины – в пьесе все это как-то грубее, пошлее, что ли. В постановке ТЮЗа все немного мягче, хотя все так же жестоко. Жаль, что режиссер не решилась отказаться от обилия нецензурной лексики в начале спектакля – все-таки это немного режет слух, хотя понимаешь умом, что в принципе такая женщина как Марина, с такой профессией вполне может вести себя именно так. Но все-таки – с нецензурной лексикой немного перебор. В целом же спектакль производит, несмотря на всю сложность поднимаемых проблем, самое благоприятное впечатление, радостно, что в ТЮЗе ставят и современные интересные пьесы, а не только классику.