Работа режиссера Ильи Ротенберга над спектаклем "Как я стал…" признана лучшей на фестивале "Коляда-Plays"

Работа режиссера Ильи Ротенберга над спектаклем "Как я стал…" признана лучшей на фестивале "Коляда-Plays"

В Екатеринбурге завершился Восьмой международный фестиваль современной драматургии "Коляда-Plays". Из 36 спектаклей-участников наград были удостоены всего 8! Наш театр в числе лидеров!

Лауреатом премии "Лучшая работа режиссера" стал главный режиссер ТЮЗа Илья Ротенберг! На фестивале наши артисты представили его спектакль "Как я стал…" по пьесе Ярославы Пулинович.

Поздравляем театр и наших зрителей!

С решением жюри можно познакомиться в ЖЖ Николая Коляды.

 

Из запечатленного на фестивале (материалы фестивального выпуска "Театральной газеты")

СЛУЧАЙНЫЙ ЧЕЛОВЕК

Томский областной театр юного зрителя рассказал честную историю о жизни обычных людей, о поступках и их последствиях, о психологии, мужской и женской.

Центральный персонаж, Саша (Владимир Бутаков), узнаваем в сегодняшнем поколении: инфантильность, неспособность нести ответственность за себя, за свои поступки, желание иметь все и не делать для этого ничего. Фантазии, в которых он любим и успешен, для него важнее настоящего дела. И хоть поступки его не красят, герой располагает к себе. Он легок, обаятелен, музыкален, находчив и обладает прекрасным чувством юмора. Он мог стать спасителем, а стал подлецом. Или не так категорично? Владимир Бутаков 

дает своему герою возможность оправдать себя и доказать зрителю, что он человек, который хоть и ошибается, но все же искренен в своем раскаянии. Он не подлец, он просто ошибся. 

Герой находится в окружении трех женщин: Майи, Маши и Арины Аркадьевны. Майя (Ольга Райх) его бывшая девушка, "детская" любовь. Маша (Дарья Ротенберг) случайная знакомая, которая почти становится невестой. Арина Аркадьевна (Ольга Никитина), мать Маши, бывшая актриса ТЮЗа, а ныне пьющая прима "театра одного актера" с суицидальными наклонностями. Каждая из них ищет в Саше поддержки, верит, что он "спасет" и жизнь наладится.

Отношения между героями переданы так просто и точно, что временами кажется: они не текст пьесы произносят, а говорят то, что родилось в сознании именно в эту секунду. При такой близости к зрителю, какая была в Гранатовом зале "Коляда-Театра", невозможно не заметить ложь. Но ее не было, артисты "просто жили" рядом. И "ирреальные" моменты, когда героини преображаются в объекты Сашиной фантазии, только заставляют еще сильнее довериться происходящему и полностью погрузиться в историю.

А история проста: Саша обманул истосковавшуюся по настоящим чувствам Машу и ее маму, которая не мыслит своей жизни без сцены. Не со зла обманул, он действовал из лучших побуждений… но вернулась любимая его Майка, и все пошло наперекосяк. 

Персонажи в определенной мере типичны, и мы достаточно просто можем понять их мотивацию, сопоставить их опыт с собственной жизнью. И хорошо, что режиссер Илья Ротенберг не стал ничего усложнять, насыщать спектакль дополнительными смыслами. Самый главный здесь – человек. И действие все наполнено жизнью, пропитано ею. Поэтому даже смерть Арины Аркадьевны не шокирует, она, скорее, выполняет функцию "необходимой" трагической составляющей жизни, которая помогает что-то понять, задуматься и, может быть, раскаяться, а после – непременно 

жить дальше.

И в сценическом оформлении все просто. Декорация минималистична: несколько черных металлических кубов. Гораздо важнее свет, который по-настоящему "играет" в спектакле. И, наверное, не так просто было создать нужную атмосферу на новой (не совсем приспобленной для этого) площадке, но участникам фестиваля это удалось.

Ну, и конечно – музыка. Ее не много, но все действие так ритмически организовано, что иногда не отдаешь себе отчета, льются ли звуки из колонок или слышишь их в своей голове. Стоит упомянуть о сцене, когда мать с дочерью поют песню "Любимая" Валерия Леонтьева. Складывается впечатление, что песню эту они пели вдвоем мно-

го раз. И тут в привычный мотив вливаются новые звуки – битбокс в исполнении Саши. Случайный человек меняет их жизнь, наполняет новым звучанием. Так, легко и естественно, передано внутреннее состояние героев и суть происходящего.

Узнаваемые герои, современность их проблем и характеров дают зрителю возможность почувствовать свое "родство" с ними. Понять человека намного сложнее, чем осудить его. Так вот спектакль об этом – как не утратить веру в человека.

                                                                                                                                 Лидия Корзун, Елена Гецевич

Владимир Бутаков, исполнитель роли Саши:

– Саша мне близок. У меня не было даже никакой партитуры роли – просто сказали, чтобы я был самим собой. И я достаточно легко влился в предлагаемые обстоятельства. Помогло то, что со мной случилась похожая история, как у Саши с Машей. Но до трагедии не дошло, возможно, помогла пьеса, которую я успел прочитать вовремя. Мне кажется, она очень жизненная, нужная сегодняшнему зрителю. Хотя к современной драматургии я отношусь все же предвзято, она меня пока не так интересует и трогает, как классика.

                                                                                         "Театральная газета", фестивальный выпуск ("Коляда-plays", 2014)

Мы в Instagram:
 
86posts342followers75following