"Безденежье" - "новая драма" о новом молодом человеке

26 сентября ТЮЗ открывает новый XXXVI театральный сезон премьерой "Безденежье" по пьесе Ивана Тургенева в постановке главного режиссера Ильи Ротенберга. И пока артисты репетируют, а службы театра готовятся к выпуску спектакля, узнаем некоторые интересные подробности о судьбе пьесы и Тургенева-драматурга.

Сам Тургенев был очень впечатлен прорывом, совершенным в драматургии Гоголем: "Семена, посеянные Гоголем, мы в этом уверены, — писал он, — безмолвно зреют теперь во многих умах, во многих дарованиях, придет время и молодой лесок вырастет около одинокого дуба... Десять лет прошло со времени появления „Ревизора“, правда, в течение этого времени мы на русской сцене не видели ни одного произведения, которое можно было бы причислить к гоголевской школе (хотя влияние Гоголя уже заметно во многих), но изумительная перемена совершилась с тех пор в нашем сознании, в наших потребностях". Однако самому Тургеневу-драматургу при жизни досталась роль незавидная – театральные критики того времени однозначно высказались о "несценичности" его пьес и несовершенстве его драматургического таланта при безусловном таланте литератора.

Однако его пьесы обладают живой притягательностью, и прежде всего благодаря тщательно выписанным характерам. Одна из первых постановок "Безденежья" сопровождалась гулом в зрительном зале – так узнаваемы и временами неприглядны были персонажи. Задавленный однообразным бытом и неотвратимостью уплаты долгов, инфантильный, но не лишенный обаяния молодой человек - Жазиков, жадный до примитивных впечатлений помещик Блинов, крепкий в своих жизненных принципах, но все же подневольный слуга Матвей. Цензура нещадно кроила пьесу, пытаясь "сшить" из обрывков привычный водевиль, который не вызывал бы раздражения у публики и рецензентов. Отчаявшись, Тургенев запретил пьесу к постановке…

Смена столетий принесла неизбежные обновления в театр. Начались поиски нового языка – "новой драмы", вырвавшей из забвения непризнанных мастеров. Исследователи заговорили о "театре Тургенева", об авторе-родоначальнике иной драматургии, основанной на погружении в психологию героев. Именно Тургеневу, а только потом в своей манере Островскому и Чехову, довелось открыть для зрителя внутренний конфликт как нечто, достойное внимания и осмысления. Правда, этим зрителем стал современник не Тургенева, а наш – лишь в 90-е годы XX века театры вдруг активно заинтересовались его драмой.

Наступило новое столетие, и вновь ощущается дефицит смысла в ежедневном существовании с его бытовыми проблемами. И мы беремся показать в миниатюре жизнь поколения – разных людей, по-разному относящихся к материальным ценностям эпохи тотального "безденежья".

После премьерных показов 26го и 27-го сентября у нас будет возможность обсудить увиденное!

Билеты на спектакль можно приобрести в кассе театра и через Интернет.


Мы в Instagram:
 
91posts348followers76following