Вампилов, Цветаева, Пушкин и свободное дыхание: планы ТЮЗа на грядущий сезон. Наталья Бабенко (LiveJournal "Театр в Томске")

Вампилов, Цветаева, Пушкин и свободное дыхание: планы ТЮЗа на грядущий сезон. Наталья Бабенко (LiveJournal "Театр в Томске")

Уже сегодня Томский театр юного зрителя откроет сезон премьерой спектакля по одной из самых известных пьес Вампилова. И спектакль, и грядущий сезон обещают быть очень интересными – только в ближайшие три недели Театр юного зрителя представит зрителям три любопытных проекта.

"Старший сын" - из "Предместья"
Спектакль "Старший сын", премьера которого состоится 16 и 17 октября, поставил молодой режиссер Андрей Шляпин, выпускник курса Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова.
Сегодня пьесы знаменитого иркутского драматурга Александра Вампилова есть в репертуаре почти каждого российского театра, однако Андрей Шляпин считает, что несмотря на такую популярность ни один режиссер пока так и не подобрал ключи к его творчеству.
- Мне кажется, что Вампилов еще по-настоящему не приходил на сцену. Вампилов – до сих пор непознанный автор, не зря у него одним из кумиров был Чехов – автор тоже еще непознанный, - говорит Андрей Шляпин, - Я видел огромное количество спектаклей по Вампилову. Есть спектакли хорошие, есть неплохие, есть очень хорошие спектакли, но спектаклей, которые "закрыли" бы драматурга, на мой взгляд, пока не появилось. Этот автор притягивает к себе, с ним интересно, он объемен.
Основой для спектакля Томского ТЮЗа стала не столько всем известная пьеса "Старший сын", сколько один из ее первых вариантов.
- Я больше использую в своей постановке не саму пьесу "Старший сын", а предшествующую ей пьесы "Предместье", - поясняет режиссер, - Как вы все, наверное, знаете Александр Вампилов сначала написал пьесу (вариант) "Женихи", потом "Предместье", за которое в свое время драматурга очень сильно "били", требуя, облагородить главного героя в соответствии с канонами социалистического реализма.
Я очень люблю осовременивать классические пьесы, но здесь мы пошли немного другим путем, обошлись без внешнего осовременивания. Мы пытаемся играть в эпоху 60-х: по костюмам, по внутреннему ощущению, по тому, как мы пытаемся выстроить взаимоотношения между героями. Это время молодости моих родителей, и для меня одной из мотиваций взяться за постановку была благодарность моим родителям, а также вообще людям той эпохи. Какие там были люди! И они вырастали из такой молодежи, как герои "Старшего сына", из Сильв и Бусыгиных. Это очень интересные люди! С ними хорошо находиться! С ними здорово общаться!

Всех секретов накануне премьеры режиссер открывать не стал. Но известно, что спектакле будет звучать музыка 70-х: песни ВИА "Самоцветы", Майи Кристалинской, Аиды Ведищевой и… музыка Beatles. Одним из лейтмотивов постановки станет гимн одиночества "Eleanor Rigby". Он прозвучит в различных аранжировках.
Добавлю, что весьма любопытен выбор актера на роль главного героя. Андрея Григорьевича Сарафанов будет играть Александр Виниченко. Томичи еще не видели ведущего актера ТЮЗа в таком амплуа. Также в спектакле заняты Владимир Хворонов (Бусыгин), Дмитрий Гомзяков (Сильва), Екатерина Костина, Евгения Алексеева (Нина), Игорь Савиных (Васенька), Светлана Гарбар, Ольга Ульяновская (Наташа), Мария Суворова, Маргарита Ходырева (подруги) и Алексей Мишагин (Сарафанов в молодости).

Свободное дыхание

Как это ни парадоксально, но уход главного режиссера Ильи Ротенберга словно бы подарил новое дыхание театральному коллективу. В отсутствии художественного лидера труппа не только не растерялась, но и подготовила интереснейший проект.
Напомню, что минувший сезон ТЮЗа завершился интригующим мероприятием Неофициальное закрытие "TUZ-XXXVI. CLOSED". Попасть туда могли лишь друзья театра по специальному паролю. Мероприятие получилось ярким и очень насыщенным. Были задействованы все пространства театрального здания (а в ТЮЗе они – шикарные). В фойе показывали детективную историю Акутагавы Рюноскэ "В чаще", буфет превратился в кафе эпохи Серебряного века, а во всем пространстве театра проходил квест "Три P.S." по чеховским "Трем сестрам". Кроме того, состоялась читка пьесы И. Васьковской "Март" и квартирник тюзовской группы "ПЖП". А самое приятное, что все происходящее организовали и провели сами актеры.

Недавно стало известно, что у спонтанно возникшего проекта будет продолжение. Во-первых, очень понравившаяся зрителям читка пьесы "Март" скоро перерастет в спектакль. А во-вторых, ТЮЗ объявил о запуске New-форматного авторского проекта актеров "Дыши свободно". Проект будет представлять собой альтернативную форму существования театра и реализовывать различные театральные формы во всевозможных театральных пространствах.
Уже 25 октября зрителей приглашают на "Часть 1. Адаптация". В ее рамках гостям будут представлены четыре театральных пространства: пространство читки - пьеса "Кеды" Любови Стрижак; пространство поэзии - "Серебряный век"; пространство воспоминаний - "Три P. S." по текстам А. П. Чехова; пространство действия - эскиз спектакля "В чаще" по рассказу Р. Акутагавы.

Сейчас творческое ядро проекта составляют Ольга Райх, Дмитрий Гомзяков, Игорь Савиных, Екатерина Авдюшина, Владимир Бутаков. Однако ребята готовы принять в свою компанию любого человека с творческой идеей.

- Наш проект предоставляет максимальную свободу, - рассказывает Ольга Райх,- Поэтому он будет видоизменяться. Возможно, например, что одна из частей проекта будет посвящена какому-то одному автору, и в нем возможно участие не только актеров нашего театра, но и разных творческих люди Томска, которые смогут представить этого автора в своих жанрах. А еще мы очень хотим более тесного, неформально общения со зрителем.
- Да, возможно, "Дыши свободно", как и "Неофициальное сезона" также завершится в буфете, но уже не квартирником, а беседой со зрителями,
 - подхватывает Дмитрий Гомзяков, - Очень хочется поговорить о том, что мы наваяли!
Проект "Дыши свободно" рассчитан только на 80 зрителей, поэтому о билетах стоит позаботиться уже сейчас.

 

Марина и Сонечка – три Ольги и Жанна

Еще одна ближайшая премьера намечена на 5 ноября. Спектакль по "Повести о Сонечке" Марины Цветаевой ставит Андрей Колемасов. Постановка, в которой заняты актрисы Жанна Апарина, Ольга Рябова, Ольга Райх, Ольга Ульяновская, будет отличаться необычным форматом и необычной подачей.

- Открою один из секретов будущей постановки: спектакль будет проходить в фойе, и наш импровизированный зрительный зал сможет вместить совсем небольшое количество зрителей, двадцать пять, максимум, тридцать человек, - рассказывает режиссер, - Мы называем нашу постановку "литературно-драматический спектакль". Самое главное, там будет слово Цветаевой, но, оно, конечно, будет подкреплено визуально. Зрители увидят картинки из "Повести".

Из многопланового произведения Марины Цветаевой было решено выбрать только одну линию: взаимоотношения Марины и Сонечки, все остальные персонажи "Повести" останутся за границами спектакля.

"Холстомер", Пушкин и фокстрот из сапога

Но и на этом сюрпризы от ТЮЗа не кончаются!
16 и 17 ноября у томичей будет уникальная возможность увидеть на сцене Театра юного зрителя спектакль Тбилисского государственного академического русского драматического театра имени А.С. Грибоедова "Холстомер. История лошади".

Дальше томичей ждет знакомство с новыми спектаклями и режиссерами. Олег Степанов поставит пьесу финского драматурга Сиркку Пелтола "В сапоге у бабки играл фокстрот", Константин Солдатов, возможно, возьмется за пьесу Михаила Хейфеца "Спасти камер-юнкера Пушкина".

Известный томичам по спектаклю Лаборатории молодых режиссеров "DramUlеt", Тимур Насировпоставит новогоднюю сказку "Щелкунчик" и "Дубровского". Представит свой спектакль и еще один участник "DramUlеt’а" режиссер Антон Безъязыков.

Источник: LiveJournal "Театр в Томске"


Мы в Instagram:
 
86posts339followers74following