За двумя дамочками погонишься: в Томском ТЮЗе прошла читка комедийной пьесы. Галина Сахаревич (сайт "Сибтерра")

За двумя дамочками погонишься: в Томском ТЮЗе прошла читка комедийной пьесы. Галина Сахаревич (сайт "Сибтерра")

Портал "Сибтерра" запускает новый спецпроект "Четвертая стена". Искушенные читатели знают, что этот термин означает воображаемую границу между вымышленным миром сцены и залом. Мы начинаем серьезный разговор о театре, чтобы вместе со зрителями преодолеть эту стену и понять, какая сложилась обстановка в современном театральном пространстве Томска.

Читка пьесы "Две дамочки в сторону севера" прошла в Томском театре юного зрителя. Изначально артисты и режиссер планировали просто почитать текст с листа в присутствии зрителей и спросить, нужна ли театру такая постановка. Но благодаря энтузиазму актрис-исполнительниц главных ролей читка превратилась в практически готовый спектакль. Корреспонденты портала "Сибтерра" проследили за приключениями "Двух дамочек".

 

Женщины на закате

Автор пьесы, которая в 2008 году была признана лучшим драматическим произведением Франции, – молодой французский драматург Пьер Нотт. Главные героини – две сестрицы в возрасте, архетипичная комедийная пара, своеобразные Тонкий и Толстый, Штепсель и Тарапунька в женском обличье, роли которых исполнили Марина Фадеева ("Ночь святого Валентина") и Ольга Никитина ("Как я стал…"). По мнению французского драматурга, такой материал – настоящая находка для немолодых актрис.

Действие разделено на 17 картин и происходит в 17 разных местах, которые зачастую никак не связаны между собой.

У сестриц Аннетты и Бернадетты долго и тяжело болеет мать, каждый день они по очереди навещают ее в больнице. Она умирает, по злой иронии судьбы, именно в тот день, когда ни одна, ни другая не пришли, решив дать себе отдохнуть. Испытывая то ли растерянность, то ли чувство вины, женщины решают "воссоединить" маму и умершего 25 лет назад отца: с урной из крематория под мышкой они отправляются в сторону севера Франции, чтобы отыскать его могилу.

То, что происходит дальше, походит на типичное роуд-муви вроде совсем недавно вышедшей "Небраски" или даже "Мальчишника в Вегасе". Дамочки угоняют автобус, чуть не сшибая все и вся на своем пути:

   Бернадетта. Там кошка (осторожно)

   Аннетта. Это крыса (ужас какой)

   Бернадетта. Маленькая кошечка

   Аннетта. Здоровенная крыса

   Бернадетта. Слишком поздно

   Аннетта. Полкрысы

Попадают в полицейский участок, но каким-то чудесным образом выкручиваются, выпивают в дэнсинге и танцуют с 16-летними парнями под игру на гитаре главного режиссера ТЮЗа Ильи Ротенберга, время от времени хлопаются в обморок и задыхаются. При этом вся внешняя смешная суета является лишь оберткой, обрамлением того, что происходит у дамочек внутри.

 

Женщины на грани

Там – безумное одиночество, инфантильность, боязнь старости (героини узнают в себе свою мать и боятся смотреть в зеркало, потому что оттуда глядит старуха), застарелые обиды друг на друга и на мир, боязнь обернуться, посмотреть на свою жизнь как на нечто пройденное, завершающееся – и не увидеть в этом никакого смысла.

Все происходящее – постоянная насмешка над темой смерти. В крематории безумно жарко и хочется курить, а скорбные мысли о мамочке никак не приходят в голову. Урну с прахом страшно хранить у себя дома, но зато совсем не зазорно переложить останки мамы в коробку из-под печенья, чтобы не рассыпать в дороге. На кладбище можно гулять и фантазировать о том, какими были последние слова того или иного покойника, оглушительно при этом хохоча (благо среди могил ты никому не мешаешь).

Главный режиссер ТЮЗа Илья Ротенберг: "Эта пьеса, конечно, не такая проблемная, как предыдущие, но здесь есть проблема, связанная с постановками в России. Например, этот спектакль шел в Екатеринбурге, но очень короткое время, так как у нас особое отношение к смерти, такая ментальность".

Действительно, шуточек по поводу смерти более чем достаточно для того, чтобы возмутить благонравную общественность. Но почему-то они не вызывают чувства, что это противно и оскорбительно.

Наоборот, дают ощущение легкости, смешат и завораживают своим мощным витализмом. В этом спектакле настроение того же рода, что в фильмах Альмодовара, где много смерти, болезни, одиночества, но все перехлестывает любовь к жизни.

Директор ТЮЗа Владимир Казаченко: "Если в предыдущих спектаклях мы обсуждали сложные вопросы о смысле жизни и смерти, о страхах, то эта легкая история – средство, как все это можно принять с улыбкой. Знаете, у писателя Александра Грина есть такое выражение: "Смело живи и бестрепетно умирай"".

Героини спектакля амбивалентны: в них сочетается большая сила и мужество, которых хватает на то, чтобы посмеяться над неизбежным концом, а, с другой стороны, эта насмешка является своеобразным противоядием от экзистенциального страха смерти. Современные люди достаточно раскрепощены для того, чтобы шутить над смертью (вспомним популярные сейчас мемы "Безысходность" и "Все тлен"), тем самым как бы десакрализуя ее, но не могут говорить на эту тему всерьез.

В финальной сцене спектакля угнанный дамочками автобус висит над пропастью. Они бестолково, но в то же время радостно то ли газуют вперед, то ли сдают назад. Что это: конец бессмысленной жизни или окончательная победа над страхом смерти?

 

Что дальше?

Как говорит главный режиссер Илья Ротенберг, сам формат читки ему кажется очень привлекательным:

Илья Ротенберг: "Есть театр-мастерская Петра Фоменко, где не бывает премьер. Они репетируют-репетируют, потом думают: надо показать зрителю. Мне кажется, что именно такой стиль работы – поисково-исследовательский – ТЮЗ куда-то приведет".

По мнению зрителей, спектакль проверку читкой выдержал. Теперь режиссер решает вопрос, где  лучше играть "Двух дамочек": в малом или большом зале. С одной стороны, есть опасения, что спектакль из двух действующих лиц "потеряется" на широкой сцене, с другой – можно рассадить на планшете зрителей. По мнению Ильи Ротенберга, двум эксцентричным дамочкам нужен воздух: может быть, тогда перестанут задыхаться, падать в обмороки и бояться смерти. 

 

 

 

 

 

 

 

Фото: Данил Шостак

http://sibterra.info/News/2014/4/24/dve-damocki1