Театральные диалоги: В Томском ТЮЗе состоялась премьера спектакля "Как я стал…". Татьяна Дутова (сайт "Сибтерра")

Театральные диалоги: В Томском ТЮЗе состоялась премьера спектакля "Как я стал…". Татьяна Дутова (сайт "Сибтерра")

В Томском театре юного зрителя на этих выходных состоялась премьера спектакля "Как я стал…". Эта работа стала дебютом в Томске для главного режиссера ТЮЗа Ильи Ротенберга, который был представлен театру в апреле этого года.

Уже тогда Илья Ротенберг заявил о грядущих изменениях в репертуаре театра. По его мнению, ТЮЗу нужны постановки из разряда современной драматургии. К ней относятся пьесы, которые написаны в 2000-ые годы. Одна из главных особенностей такой драматургии – это социальность, про сюжеты этих пьес можно сказать, что это "про жизнь", а про героев, что это "мы с вами". Вот и сюжет пьесы "Как я стал..", казалось бы, обыденная и ничем не примечательная история.

Главный герой (Владимир Бутаков) -  Саша, 24-летний молодой человек, такой же, как и многие современные люди. Он романтичный и инфантильный,  влюблен в "плохую" девочку Майку (Ольга Райх), которой не очень-то нужен. Потом встречает Машу (Дарья Ротенберг), у которой тоже не все гладко - нелюбимая работа, нелюбимый муж и несчастная мама, актриса ТЮЗа (Ольга Никитина), которую уволили за профнепригодность. Он решает помочь девушке: врет ее маме, что режиссер и пишет пьесу про женщину со сложной судьбой. Тем самым обнадеживает ее. Они и вправду пишут с Машей пьесу, он ведет ее на ручей и рассказывает, что там можно услышать эльфов. Они слушают их пение и целуются. Казалось бы, ничего особенного. Но на следующий день она приходит и говорит, что ушла от мужа, говорит, что любит его, хочет детей, доверяет ему и отдает ему свои сбережения в знак того, что они теперь вместе. Саша вроде счастлив - Маша удивительная и прекрасная. Он собирается прийти к ней, но по дороге встречает свою "любовь", которая разругалась со своими ухажерами и хочет быть только с ним. И тут герой решается на неожиданный для всех, включая его самого, поступок: отдает Майке чужие деньги  и говорит, что они будут жить вместе. Чувство вины его не отпускает, спустя полгода он решается позвонить и вернуть деньги, но абонент не доступен. Герой начинает искать  и узнает, что Маша уехала в другой город, а ее мама умерла…

В этом спектакле задействовано всего четыре актера, из декораций – голые серые стены, четыре табуретки и макет эльфийского мира. Создает атмосферу  мастерски выставленный художником (Наталия Гара) свет.

Жизнь внутри спектакля выстраивается за счет максимально реалистичной  и натуральной игры героев. Каждый из них воссоздает человеческий тип, у которого своя правда жизни, и каждый несчастен по-своему. Эта пьеса о современном молодом поколении, которые не хотят принимать реальность такой, какая она есть, о поколении, в котором нет героев. Но  если дистанцироваться, то становится ясно, что об этом же писали Пушкин, Лермонтов и Шекспир, создавая "героев своего времени" - Онегина, Печорина, Гамлета…
И вслед за великими классиками драматург нашего времени – молодая Ярослава Пулинович - не пытается морализировать и выносить своих оценок, вскрывая пласт жизни. Главным судьей выступает сама жизнь, которая продолжается несмотря ни на что, даже на предательство. В пьесе нет великого вопроса искупления, но есть гораздо более сложный – вопрос принятия.

Именно поэтому современная драма нужна в репертуаре театров, которые перестают выступать учителями и судьями, а вступают в диалог со зрителем, становятся калькой его собственной жизни. Зритель не выходит после спектакля с готовым рецептом "как жить", скорее всего, получает набор импульсов, которые, возможно, сработают в схожей ситуации. И тогда история начинает жить своей жизнью…
А в отношениях театра и зрителя наступает новый период: зритель автоматически переходит в ранг равноправного участника диалога. 
Сегодняшняя премьера в ТЮЗе стала тому подтверждением. Впервые был приглашен сам автор пьесы – Ярослава Пулинович, которая вместе с режиссером и актерами приняла участие в обсуждении спектакля  со зрительным залом.

Ярослава Пулинович: "Еще Чехов писал о том, что театр – это не доктор, театр – это боль. Искусство никогда не отвечает на вопросы, а может только задавать их. И мне кажется,  что за годы советской власти внушили, что искусство может чему-то учить. Но дело в том, что театр не может быть морализатором, он может только транслировать боль и задавать вопросы. Я читала исследования баварских ученых, которые они проводили среди людей, которые часто ходят в театр, на тему: чем эти люди отличаются от тех, кто в театр не ходит. Очень много людей было опрошено. И выяснилось, что в принципе, ничем. Но  также стало известно, что те люди, которые ходят в театр, гораздо милосерднее и острее чувствуют боль".

 

 

Илья Ротенберг: "В финале герой говорит: "Я надеюсь, что Маша меня забыла, но я ее забыть не могу". Саша живет с этим ощущением, но пытается себя оправдать, блокировать его. Другой вопрос, что проходит время, и острота теряется. Но так мы устроены все – со временем и любовь проходит. Но он хочет жить дальше и быть счастливым. Как и все. Когда я разбирал пьесу, то пытался ставить себя на место героя и вспоминал случаи из своей жизни, когда я что-то сделал, чего не надо было делать, или когда я сказал, чего не нужно было говорить. Если мы покопаемся в своей памяти, то каждый из нас что-то такое в себе найдет. Но, тем не менее, несмотря на то, что в моей жизни были поступки, за которые мне очень стыдно, я продолжаю жить и нахожу в жизни поводы улыбаться и радоваться. Извлек я урок? Конечно. Но это жизнь. Я живу и продолжаю совершать ошибки. И несмотря на то, что финал спектакля сюжетно несколько жесток, на мой взгляд, спектакль получается достаточно позитивным: в нем есть и юмор, и добрая ирония над всеми персонажами. Насколько я знаю, персонаж, пусть живущий и не совсем правильно, описан автором с целью не осуждать, а понять его. Позитив в том, чтобы понять, что в жизни бывают обстоятельства, которые выше тебя".

 

"Даже в русской классике нет полностью положительных и идеальных героев. Тот же Раскольников так и не раскаивается в конце, но проходя весь путь с героем, сопереживая ему, мы понимаем что-то про себя", - добавляет Ярослава Пулинович.

 

Директор Театра юного зрителя Владимир Казаченко: "Если зрителей так влечет к хорошему, чистому финалу, это говорит о том, что их зацепило. В моем представлении, театр не должен ни чему учить, кроме одной вещи. Он должен учить думать, как раз на спектаклях с нелинейной концовкой у нас есть возможность подумать и от каких-то вещей воздержаться. Совершать поступки в жизни так, как мы этого хотим, а не так, как получается под влиянием каких-то обстоятельств. Я не могу отвечать за Ярославу, но мне кажется, что больше всего ей хотелось показать героя нашего времени. А героя-то по сути и нет. Он представитель целого поколения людей, которые не умеют сами принимать решения, которые, в некотором роде, инфантильные и не привыкли брать ответственность за свои поступки. Эта пьеса очень точно попадает в нынешнюю молодежь, какая она есть сейчас".

 

Актриса Томского театра драмы Елена Саликова: "Все помнят тишину в зрительном зале в финале. Потому что каждый подумал о своем, вдруг как-то задумался: а как это? И это самое дорогое. Действительно, хватит нам уже кафедру из театра устраивать: это хорошо, а это плохо. Мы же сами все взрослые люди и можем разобраться. Главное, научиться отвечать за свои поступки. Главный герой шел по жизни, и все было легко, и девочка влюбилась, и то, и другое. А потом как-то вдруг все его поступки привели к смерти человека, а как-то надо жить дальше. А раз он уже об этом думает, то, значит, нравственно растет. Мало того, это лирический и поэтический спектакль. Действительно, современные пьесы нужны в репертуаре. Я читала сборники Коляды и просто рыдала над некоторыми текстами, я понимаю, что об этих темах надо говорить. От того, что мы молчим происходит то, что потом нам не нравится".

 

"Конечно, никто не отказывается от классики и говорит, что ее нужно ставить на дальнюю полку. Но, дело в том, что когда мы смотрим постановку классической пьесы, какие бы актуальные вопросы не поднимались в ней, все равно сохраняется дистанция со зрителем.  Опытный зритель способен что-то почувствовать, а вот зритель, который не так часто ходит в театр, он смотрит на это как на историческую сагу, которая может быть очаровательна, но он не понимает, что это про него. И вот эта особенность касается, в целом, театральной страны, что люди ходят в театр по какой-то необходимости. Для многих, если можно так сказать, это некий социальный ритуал – принято ходить в театр", - добавляет Илья Ротенберг.

 

Заслуженный артист России, председатель томского регионального отделения Союза театральных деятелей России Андрей Сидоров: "Сегодняшние артисты были настолько органичны, это самое дорогое, что нужно будет сберечь и сохранить. Что касается самой пьесы, я не нашел здесь ни предательства, ни подлости никакой…В 20 лет можно делать какие угодно поступки и ошибки, это простительно. Тем более, что их делают с чистой душой, по крайней мере, не обманывают".

 

Журналист, культурный обозреватель Татьяна Ермолицкая: "Не стоит искать в этой пьесе и, вообще, в современной драматургии искать хороших и плохих. Их просто нет. Люди совершенно разные. Давайте уж не будем бросать все камни в главного героя. Очень много грехов и у мамы героини, не такая святая и Маша, ведь она оставляет мужа, который, вероятно, ее любил…А почему герой влюбляется в бездушную Майку, а не любит Машу, этому нет объяснения. Нельзя сказать, почему мы любим того или иного человека. Вспомнить даже Анну Каренину, неизвестно почему она так поступает…Но стоит задавать себе вопросы: правильно ли я поступаю? И что я делаю, чтобы не причинять боль другому?".

 

Депутат Думы города Томска Алексей Васильев: "Два вопроса прозвучало: зачем нужен театр, и какой процент современной драматургии должен в нем быть. Один ответ: театр нужен, и нужна современная драма, если это вызывает ощущение творческого акта. У меня оно сейчас есть. Есть ощущение, что я стал свидетелем произведения искусства. Не в смысле великого… А в смысле того, что творчество состоялось. Ради этого я готов ходить в театр смотреть и современные пьесы, и классику".

 

Экс-начальник областного департамента культуры Андрей Кузичкин: "Я вообще был одним из идеологов Театра Нового зрителя, поэтому чувствую свою причастность к происходящему и даже какую-то ответственность…Сегодня я привел на премьеру тридцать студентов и сотрудников факультета инновационных технологий. Я полагаю, что как раз инновации и такие инновации в искусстве идут рука об руку. Все очень здорово. Масса, просто ворох режиссерских находок в спектакле: плач, сухие ветки, засохший лес, где блуждает душа, как у Данте, и когда героиня поливает себя лейкой, понятно, что она хочет оживить свою душу..А ведь это дебют. Мы так долго искали главного режиссера и нашли. Я думаю, что, Илья, вы приживетесь в театре и придетесь ко двору. Я к тому, что двор очень трудный.  Прекрасная игра всех актеров, и все они играют по-разному, может быть, иногда слишком очевидно, есть некоторые штампики. Великолепно сыграла Ольга Никитина, старухинские образы Островского, она оттуда все это привнесла... И, конечно, Володя Бутаков. У него первая такая большая и серьезная роль от Ослика в "Драконе" до этого героя. Но он, конечно, на 90 процентов играет самого себя. Это ведь так?".

 

 

Актер Владимир Бутаков: "Да, вы правы. Я не составлял какую-то партитуру роли или что-то подобное, как это следует делать хорошему актеру. И сыграл, скорее всего, самого себя. Но такую задачу перед нами и ставил режиссер".

Андрей Кузичкин продолжает: "Но есть но… Вот я не могу переспорить Алевтину Буханченко, прошедшую школу МХАТа, в том, что театр – это всегда диалог со зрителем, хотим мы этого или нет. Зритель должен отвечать на те вопросы, которые перед ним ставят, пускай и молча, внутри себя, в сердце, в голове. Я все время мучался тем, что эта молодая, прекрасная женщина-драматург хочет нам сказать, какую она хочет рассказать историю? Я понимаю, что суть современной драматургии в том, что есть большой сундук с нашей жизнью, вы запускаете туда руку и наощупь вытаскиваете какой-нибудь сюжетик. Условно говоря, "молодой пацан крутанул промеж двух телок и цепанулся с чужим баблом". Затем задача драматурга, как из этой гадкой банальщины сделать произведение искусства. И вот он начинает разворачивать, придавать многомерность, наполнять жизнью… И здорово, когда такое произведение потом живет. А у меня было ощущение, что это создается режиссерскими усилиями, актерским талантом, а сюжет все равно захлопывается в изначальное состояние. Это мое сугубо субъективное мнение, я, конечно, видел очень много разных спектаклей и вот думаю: я съел большую тарелку супа, а сытости не возникает. А потому что нет надежды, а так ее хочется. Нет надежды на какое-то лучшее будущее для самого себя, я и так все это вижу, в этой жизни живу. И причина в том, что по сюжету герой уходит в жизнь счастливым подонком, который получил инъекцию подлости. А завтра новые испытания, какие он снова не выдержит".

"Мы можем много фантазировать… Но никто не знает, что будет с героем дальше, может, у него будет прекрасная жизнь, и он станет хорошим человеком. Мы рассматриваем ситуацию в данный момент времени. И в пьесе этого негатива нет, но  право  у зрителя есть,  конструировать свое видение, что будет дальше. У каждого  своя жизнь, и для меня стало полной неожиданностью, что, в первую очередь, каждый начинает придумывать, что будет дальше. Мне кажется, ответ в том, что все правы одновременно", - добавляет в защиту драматурга Илья Ротенберг.

Ярослава Пулинович говорит в заключении обсуждения: "Все, в той или иной степени, когда-то мы становимся предателями. Не потому, что такие плохие, а потому что жизнь так складывается. Мы не всегда любим тех, кто любит нас, и не всегда можем ответить взаимностью. И те, кого мы любим, не всегда любят нас. И мне кажется, если бы какому-нибудь мужчине, сидящему в зале, встретилась такая женщина, как Маша, и полюбила его, и если он в тот момент вспомнит эту пьесу и поступит с ней как-то нежнее... Хотя, как это возможно, непонятно… Но, по крайней мере, не сделает так больно, как сделал ей главный герой. Если женщина, сидящая в зале, увидев любовь чистого мальчика, которому она не может ответить взаимностью, как-то сгладит этот болевой момент…То, наверное, мы делали что-то не зря". 

Сегодняшняя премьера - хороший старт для нового главного режиссера, который оправдал надежды томских театралов.  Вполне обоснованно можно говорить о новом этапе развития ТЮЗа.  Современная драма подкупает своей искренностью, а откровенный разговор театра со зрителем вызывает доверие и желание  размышлять над жизненными вопросами. 


    Мы в Instagram:
     
    89posts345followers76following