Премьера в ТЮЗе: Мультфильм плюс спектакль. Мария Симонова (сайт "Афиша")

Премьера в ТЮЗе: Мультфильм плюс спектакль. Мария Симонова (сайт "Афиша")

Мультфильм на сцене. Пожалуй, это самое первое ощущение от нового спектакля Томского театра юного зрителя. Хотя, конечно, на самом деле речь идет о синтезе.

Актеров окружают декорации, оживающие с помочью видеопроекции. Словно из ничего на сцене возникает автобус, душевая кабина или голуби. С помощью пока не самых привычных для томских постановок, но актуальных в современных спектаклях средств детям показывают причудливую историю "Планеты - Лысины".

И не пытайтесь вспомнить такую сказку: ее сочинили совсем недавно режиссер Юрий Алесин и его жена Елена Красильникова. Эти люди известны во всей театральной России как специалисты по спектаклям для детей. Не каждый постановщик увлечен работой для малышей, многие предпочитают творить для взрослого зрителя. Во многом поэтому в течение последних лет ведущие критики все чаще говорят о кризисе российского детского театра. А Юрий Алесин ставит спектакли для совсем юных зрителей с удовольствием. Более того, он даже создал в Москве собственный театр, рассчитанный на публику от 2 лет.

- Обратить внимание на детский театр меня заставил целый комплекс причин, - поясняет Юрий. - Мне интересно это направление, таких спектаклей не хватает в России, в то же время я вижу на крупных международных фестивалях великолепно сделанные постановки для детей.

Его театр в Москве называется "СНАРК" в честь загадочного существа, за которым охотятся персонажи поэмы Льюиса Кэрролла "Охота на Снарка". Сам писатель признавался, что не знает, кто такой Снарк, но ему очень нравится, когда этого героя считают "аллегорией Погони за Счастьем".

В театре предпочитают работать с современной драматургией, поскольку для детей очень важно быть в контексте именно сегодняшнего дня и часто обращаются к актуальным театральным формам, таким, как перфоманс, уличное представление, мультимедийный спектакль. Большинство постановок идет в сопровождении… живого оркестра.

- В нашей труппе 8 актеров и 4 музыканта, - рассказывает режиссер. – Правда, каждый работает еще и в каком-то другом театре, но по выходным мы собираемся и играем свои спектакли. Их в репертуаре "СНАРКа" уже пять. Своего собственного здания у нас нет. Конечно, нашему театру нужна репетиционная база, но сейчас все так удачно сложилось, что в Москве действует проект "Открытая сцена". Он помогает тем коллективам, у кого нет своей площадки. У них мы обычно и репетируем. Кроме того, в последнее время в столице появилось много детских клубов, заинтересованных не просто в развлекательном, а в качественном контенте. С ними мы тоже постоянно сотрудничаем.

Юрий Алесин часто ставит спектакли и в других городах. Однажды он отправился в Барнаул, работать над историей о Муми-троллях, и там познакомился с главным режиссером театра Ильей Ротенбергом. Коллегу заинтересовали некоторые творческие идеи Алесина. Вскоре Ротенберг возглавил Томский ТЮЗ и пригласил на постановку Алесина - воплотить один из замыслов в жизнь.

"Планета – Лысина" - весьма неожиданная история. Корабль забавных инопланетян Ропиков потерпел крушение и совершил аварийную посадку… на лысине водителя автобуса! Для крошечных Ропиков эта голова без волос показалась огромной и пустынной планетой. Они начали ее потихоньку осваивать – совершенно незаметно для самого лысого героя.

В спектакле удачно сочетаются пантомима, кукольный театр и мультипликация.

- Сначала мы думали, что 70% постановка будет мультипликационной, мы видели спектакли, где даже одна из главных героинь была нарисованной, но потом стали работать командой с режиссером мультимедиа Натальей Наумовой и художником Верой Соколовой, они воспротивились такому решению, сказали, получится "мертво", тогда появилась идея с синтезом, - объясняет Юрий Алесин. – Теперь я согласен, что они правы, хотя сначала с коллегами спорил.

Рассчитана "Планета - Лысина" на детей от 3-х лет. Но ее вполне можно воспринять и как "мультфильм для взрослых". Кстати, в Москве на спектакли Алесина для малышей иногда собираются давно вышедшие из детского возраста зрители, которым очень интересны его работы. Грустная ирония чувствуется в однообразных торопливых днях жизни водителя автобуса (Алексей Мишагин), проходящих в мультипликационных, спроектированных декорациях. Бесконечный звон будильника, тяжелый утренний подъем, душ, скучная работа, вечно набитый транспорт, за рулем которого он и проводит свои будни...

Все меняется, когда однажды в автобус садится Она, девушка его мечты (Мария Суворова). Параллельно с объединивший мультипликационный автобус и актеров истории развивается своя, кукольная. Это на огромной Лысине куклы-Ропики (ими управляют Екатерина Костина и Игорь Савиных) осваиваются в новых условиях жизни, катаются на коньках, возделывают огород. Кстати, инопланетяне, вопреки обещанию "спектакля без слов", оказываются очень разговорчивыми. Только изъясняются они на собственном, выдуманном на репетициях, языке.

- Воспринимать спектакли без текста для детей легче, - считает Юрий Алесин. - До 5 лет они еще сами толком не научились говорить, поэтому "тарабарщина" с эмоциональной окраской оказывается для них понятнее диалогов. Язык Ропиков мы сочиняли вместе с артистами, его не было в сценарии. Гадали на репетициях, как будет у наших инопланетян "Я не знаю", как прозвучат другие выражения. По-моему, их смысл зрители понимают прекрасно.

После спектаклей некоторые дети даже сами увлеченно пытаются разговаривать на языке Ропиков. Интересен для совсем маленьких зрителей и момент с видеопроекцией, когда словно из ниоткуда вдруг появляется автобус.

Актерам работать в новых условиях было интересно:

- Непривычно, когда идет видео того, что автобус едет. Мы его не видим, поскольку сами находимся в этом автобусе, - говорит Мария Суворова. - Когда мы еще просто "ехали", то все было нормально, но когда в следующей сцене начинали замечать друг друга, то первое время забывали про то, что мы в автобусе. Режиссер нам на репетициях сначала все время кричал: "Те, кто в автобусе, вы едете!".

Смотреть на сочетание видео и актерских работ непривычно, но любопытно. Возможно, более классические драматические постановки воздействуют на зал сильнее, и мультипликация порой затмевают актеров. Но подобных детских работ в Томске больше нет, хотя совсем не помешало бы.

 

 

Фотограф Данил Шостак

http://afisha.westsib.ru/text/read/7563


Мы в Instagram:
 
86posts339followers74following