Декадентский бред Дмитрия Гомзякова, или Премьера "Чайки" в ТЮЗе (Виктория Мучник, Агентство новостей ТВ-2)

Декадентский бред Дмитрия Гомзякова, или Премьера "Чайки" в ТЮЗе (Виктория Мучник, Агентство новостей ТВ-2)

"Нужны новые формы. Новые формы нужны, а если их нет, то лучше ничего не нужно".  А. П. Чехов "Чайка".

Видимо, эти слова одного из главных героев "Чайки" Константина Треплева и вдохновили молодого режиссера Дмитрия Гомзякова на поиск новых форм в постановке одной из самых популярных пьес Антона Чехова. Задача не из легких. Уже более 120 лет режиссеры ищут разные формы для "комедии, в которой три женских роли, шесть мужских, четыре акта, пейзаж (вид на озеро); много разговоров о литературе, мало действия, пять пудов любви". Так Чехов описывал в 1895 году "Чайку", над которой тогда работал, А. С. Суворину в письме. Дерзкий Дмитрий Гомзяков, актер и режиссер Томского ТЮЗа, решил бросить вызов сразу всем экспериментаторам прошлых столетий и посмотреть на великого Антона Палыча с нового ракурса. Ракурса кино, телевидения и видео-арта. Два оператора за камерами в черных костюмах - в числе действующих лиц спектакля. Они показывают на экранах лица актеров. Можно в деталях рассмотреть эмоции. Для актеров это дополнительная нагрузка, без секунды на фальшь. Все в прямом эфире. На протяжении всей постановки видеооператоры такие же участники происходящего, как и актеры. 

Декадентский бред Дмитрия Гомзякова, или Премьера «Чайки» в ТЮЗе
 

О том, что это театральный вызов, свидетельствует и представление актерами в начале спектакля своих героев: актеры ТЮЗа называют имена известных актеров, которые исполняли те же роли до них.

"Чехов - гений, - говорит Дмитрий Гомзяков. - Он написал вневременную пьесу. Для каждой эпохи в "Чайке" найдутся свои темы и мотивы. Для меня это в первую очередь история про вечно сомневающегося художника в современном мире. Что сегодня считается искусством? Грани очень размыты, можно назвать им что угодно. Звезды КВН занимаются большим кино, записи рэп-баттлов набирают миллионы просмотров, а некоторые хорошие, снятые профессионалами фильмы проваливаются в прокате. Как к этому относиться? И ради чего я 13-й год занимаюсь театром? Много денег в нем не заработать, по популярности с захватывающим мир интернетом тоже не сравнить. Но все равно такой архаичный вид искусства, как театр, живет и привлекает художников. Почему? Я бы хотел вместе со зрителями поразмышлять на эту тему".

Декадентский бред Дмитрия Гомзякова, или Премьера «Чайки» в ТЮЗе
 

Директор ТЮЗа Владимир Казаченко в антракте признается, что ему было нелегко согласиться на этот эксперимент. "Это не первый режиссерский опыт Дмитрия Гомзякова. Он у нас уже ставил спектакли, и более того, мы отправляли его учиться в мастерскую Камы Мироновича Гинкаса. Это очень хороший, знаменитый режиссер. И это часть политики нашего театра - мы молодым даем дорогу, даем возможность экспериментировать. У нашего Димки со вкусом все нормально и есть свое видение. Сейчас вот посмотрим, насколько это видение соответствует ожиданиям зрителя".

 

Судя по тому, что после антракта зал по-прежнему был полным, а режиссера дважды аплодисментами вызывали на сцену, эксперимент удался. Хотя не все с пониманием отнеслись к новому прочтению классики. После спектакля некоторые зрители сетовали, что  не смогли принять режиссуру Гомзякова из-за большой любви к Чехову. Впрочем, сейчас увидеть "Чайку" в классической постановке трудно. Так, главный режиссер ТЮЗа Павел Злобин признался, что "Чайку" не в "новой форме" он никогда не видел. И это при  том, что томская "Чайка" была восьмая по счету в жизни главрежа. Сейчас большее удивление может вызвать классика, чем "декадентский бред" ( так определил жанр своей постановки Дмитрий Гомзяков - прим. ред).

Декадентский бред Дмитрия Гомзякова, или Премьера «Чайки» в ТЮЗе


 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                     

 

 

 

 

Фото: Виктория Мучник

Источник: Агентство новостей ТВ-2